Общепринятые сокращения в логистике контейнерных перевозок

Base freight – базовый (основной) фрахт – себестоимость перевозки одного TEU, обычно включает маржу.

BAF — Bunker Adjustment Factor – надбавка к основному фрахту или составляющая часть фрахта, изменяющаяся в зависимости от цены на топливо;

CAF — Currency Adjustment Factor – надбавка к основному фрахту или составляющая часть фрахта, изменяющаяся в зависимости от курса валют;

THC – Terminal handling charges – погрузо-разгрузочные  работы в порту (сокр. ПРР)

OTHC – Original terminal handling charges – ПРР в порту отправки,

DTHC – Destination terminal handling charges – ПРР в порту назначения.

PSS – Pick season surcharge – надбавка к основному фрахту, учитывающая сезонные колебания спроса на перевозку на данном направлении.

PCS – Port congestion surcharge – надбавка в связи с загруженностью контейнерного терминала.
WHS – War risk surcharge – надбавка к основному фрахту, учитывающая риск гибели судна и грузов от военных действий.
CSC – Carrier security charge – сбор за обеспечение безопасности перевозчика.

ORC – Origin receiving charges – местные сборы в Китае,

DOC (Doc fee) – Documentation fee – сбор за оформление документов, обычно взимается агентом линии.

Winter surcharge – зимняя надбавка.

Heavy lift surcharge – надбавка за тяжеловесный груз, обычно применяется при перевозке тяжелого груза (свыше 23 тонн) в 20 фут контейнерах.

Линейные условия перевозки:

FI-FO — Free in/Free out (без погрузки/выгрузки в порту);

LI-LO – Liner in/out (погрузка и выгрузка за счет линии – полные линейные условия);

Также встречаются комбинации: FI-LO, LI-FO.

Иногда некоторые линейщики применяют аббревиатуру CY-CY – Container yard (без погрузки/выгрузки в порту – до контейнерного терминала) по сути, то же самое, что и FI-FO;

Условия чартеров:

FI – free in — Условие чартер-партии, согласно которому судно не несет расходов по погрузке,

FO – free out — Условие чартер-партии, согласно которому судно не несет расходов по выгрузке,

FIO – free in and out — Условие чартер-партии, согласно которому судно не несет расходов по погрузке и выгрузке,

FIOS – free in and out and stowed — Условие чартер-партии, согласно которому судно не несет расходов по погрузке и выгрузке, а также укладке на борту судна

Типоразмеры контейнеров:

20’GP or 20’DC – 20ft dry container – 20 футовый контейнер,

20’HPL – 20ft heavy payload container – 20 футовый контейнер, повышенной грузоподъемности (до 27 тон),

20’RF – 20ft reefer (refrigerated) container – 20 футовый рефрижераторный контейнер,

20ft SeaCell Pallet wide Container – новый 20 фут контейнер, повышенной вместимостью европаллет (на полу контейнера можно разместить 15 европаллет (1,2*0,8м) или 12 стандартных паллет (1,2*1,0м),

40’GP or 40’DC – 40ft dry container – 40 футовый контейнер,

40’HQ or 40’HC – 40ft high cube container – 40 футовый контейнер, повышенной грузовместимости,

40’RF – 40ft reefer (refrigerated) container – 40 футовый рефрижераторный контейнер,

40 fcl – 40ft FULL CONTAINER LOAD – 40 футов полная загрузка контейнера — ответ на вопрос что такое 40 fcl,

также различают разновидности контейнеров OT (open top) — с открытым верхом и FT (flat rack) — контейнер-платформа с торцевыми стенками.

B/L – bill of lading – коносамент,

Non-negotiable waybill – необоротный коносамент (накладная),

SWB – sea way bill – морская накладная ,

MBL – master B/L — основной коносамент, выданный морской линией,

HBL – house B/L — домашний коносамент (коносамент выданный экспедитором),

OBL – original B/L – оригинал коносамента,

B/L Surrendered – коносамент сдан (собран),

TLX
release – telex release – телекс релиз,

LC – Letter of Credit – аккредитив,

LCL — Less than container load — партия груза менее контейнера (сборный груз),

FCL — full container load — полная загрузка контейнера,

ETA — это estimated time of arrival — ожидаемое время для прибытия груза,

ETD — estimated time of departure — ожидаемое время убытия (выхода судна),

POL — port of loading — порт погрузки,

POD — port of destination (discharging) — порт выгрузки.

Инкотермс-2010 (англ. Incoterms, International commerce terms) — это последняя редакция международных правил по толкованию наиболее широко используемых терминов условий договора международной купли-продажи в области внешней торговли, вступившие в силу с 1 января 2011 года.

Каждый термин Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) представляет собой аббревиатуру из трех букв и разбит на 4 группы:

Группа E — Место отправки (Departure):

EXW [указывается место] (сокр. от англ. Ex Works, буквально — с места работы) – международный торговый термин, который подразумевает под собой, что ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или перевозчику покупателя в помещении продавца (склад, торговое помещение и т.п.). Продавец не несет ответственность за погрузку товара на транспортное средство, вывоз, перевозку, страхование, таможенное оформление и т.д.. В русском языке есть синоним данному термину – самовывоз.

Группа F — Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid):

FCA [указывается место] (сокр. от англ. Free Carrier, Франко-перевозчик, буквально бесплатно до перевозчика) — международный торговый термин, который подразумевает под собой, что продавец выполняет своё обязательство по поставке, когда он поставляет товар, очищенный от пошлин на экспорт, перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте. Указанное место поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в таком месте. Если поставка происходит в помещениях продавца, то продавец несёт ответственность за отгрузку. Если поставка происходит в любом другом месте, то продавец не несёт ответственности за отгрузку.

Условие FCA может использоваться вне зависимости от вида транспорта, включая и смешанный (мультимодальный) транспорт.

FAS [указывается порт погрузки] (сокр. от англ. Free Alongside Ship, буквально – свободно вдоль борта судна) — международный торговый термин, который подразумевает под собой, что продавец несёт расходы по доставке в порт отправления. Продавец выполняет свои обязательства по доставке товара в тот момент, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Покупатель оплачивает расходы по погрузке, фрахту судна, страхованию, разгрузке и доставке до пункта назначения. Риски от продавца к покупателю переходят в момент доставки на причал порта погрузки.

FOB [указывается порт погрузки] (сокр. от англ. Free On Board, Франко-борт, буквально — бесплатно на борт судна) — международный торговый термин, который подразумевает под собой, что продавец несёт расходы по доставке в порт отправления и погрузке товара на указанное покупателем судно. Продавец выполняет свои обязательства по доставке товара в тот момент, когда товар размещен на борту судна в указанном порту отгрузки. Покупатель оплачивает расходы по фрахту судна, страхованию, разгрузке и доставке до пункта назначения. Риски от продавца к покупателю переходят в момент доставки на борт судна в порту погрузки.

Группа C — Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid):

CFR [указывается порт назначения] (сокр. от англ. Cost and Freight, буквально — стоимость и фрахт) — международный торговый термин, который подразумевает под собой, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в т.ч. оплачивает пошлины). Покупатель оплачивает страховку товара. Риск потери или повреждения, а также дополнительные расходы после перехода товара через поручни судна переходит на покупателя. Условия поставки CFR используются только в случае перевозки товара морским или речным транспортом.

CIF [указывается порт назначения] (сокр. от англ. Cost, Insurance and Freight, буквально — стоимость, страхование и фрахт) — международный торговый термин, который подразумевает под собой, что продавец выполнил поставку, когда товар перешёл через поручни судна в порту отгрузки, а продажная цена включает в себя стоимость товара, фрахт или транспортные расходы, а также стоимость страховки для морских перевозок.

Условия поставки CIF в значительной степени идентичны с условиями CFR. Дополнительно к ответственности по условиям поставки CFR, продавец для условий CIF должен получить страховой полис допускающий передачу для покрытия рисков, связанных с доставкой груза, страховыми компаниями. Страховой полис должен покрывать CIF-цену плюс 10 процентов и, по возможности, быть в валюте контракта.

Условия поставки CIF используются только в случае перевозки товара морским транспортом.

CPT [указывается место назначения] (сокр. от англ. Carriage Paid To, буквально — фрахт/перевозка оплачены до) — международный торговый термин, который подразумевает под собой, что продавец несёт расходы по фрахту и перевозке к пункту назначения. Покупатель оплачивает страхование груза. Риски переходят в момент доставки груза первому перевозчику.

Условия поставки CPT применяются по отношению ко всем видам транспорта, включая смешанные (мультимодальные) перевозки.

CIP[указывается место назначения] (сокр. от англ. Carriage and Insurance Paid, буквально — фрахт/перевозка и страхование оплачены) — международный торговый термин, который подразумевает под собой, что продавец доставит товар названному перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Ответственность продавца заканчивается после доставки им товара перевозчику, который был указан покупателем. Если перевозчиков несколько, то ответственность заканчивается после доставки товара первому перевозчику. Покупатель несёт все риски и любые дополнительные расходы, произошедшие после того, как товар был доставлен. Данный термин схож с термином CPT, за исключением того, что продавец также оплачивает страхование. От продавца требуется обеспечение страхования только с минимальным покрытием. Дополнительное страхование находится в зоне ответственности покупателя или оговаривается с продавцом. Также, по условиям CIP, таможенные процедуры по экспорту товара лежат на продавце.

Группа D — Доставка (Arrival):

DAP [указывается название пункта] (сокр. от англ. Delivered at Point, буквально – поставка в пункте (точке)) — международный торговый термин, который подразумевает под собой, что продавец выполняет свои обязательства поставки, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в обозначенное место. При этом продавец не обязан выполнять таможенные формальности или уплачивать импортные пошлины при ввозе товара.

Этот термин может применяться при поставках любым видом транспорта.

DAT [указывается название терминала] (сокр. от англ. Delivered at Terminal, буквально — поставка на терминале) — международный торговый термин, который подразумевает под собой, что продавец оплачивает доставку товара до указанного терминала и разгрузку, также продавец несёт все риски до момента разгрузки. Под терминалом понимается любое место, в том числе авиа/авто/железнодорожный карго терминал, причал, склад, и пр. Продавец не обязан выполнять таможенные формальности или уплачивать импортные пошлины при ввозе товара. Терминал находится на границе, нужно указать название терминала. Этот термин может применяться при поставках любым видом транспорта.

DDP [указывается место назначение] (сокр. от англ. Delivered Duty Paid, буквально — доставлено, пошлина оплачена) — международный торговый термин, который подразумевает под собой, что ответственность продавца заканчивается только после того, как товар доставлен в указанное место в стране покупателя, продавец оплачивает все расходы по доставке груза и несет ответственность за порчу и потерю товара, оплачивает пошлины и прочие выплаты, выплачиваемые при импорте, также он несёт ответственность за таможенную очистку, однако в договор могут быть добавлены положения, освобождающие продавца от оплаты отдельных дополнительных формальностей. Этот термин может применяться при поставках любым видом транспорта.

Балтийская таможня. Порт Санкт-Петербург

Таможенный пост «Турухтанный»  код поста: 10216100

ЗАО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ) располагает пятью причалами, развитой автомобильной и железнодорожной инфраструктурой, современной перегрузочной техникой и средствами механизации. На территории терминала осуществляются погрузо-разгрузочные работы и временное хранение грузов в контейнерах.

Таможенный пост «Лесной порт» код поста: 10216110

АО «Петролеспорт» (ПЛП) осуществляют разгрузку, хранение, обработку различных видов грузов, размещение грузов на таможенном складе временного хранения, так же предоставляет услуги по перевалке грузов различной номенклатуры: рефрижераторных, паромных, лесных, генеральных грузов, и является одним из ведущих портов в Северо-Западном регионе России.

Таможенный пост «Гавань» код поста: 10216120

ЗАО «Контейнерный терминал Санкт- Петербург» (КТСП) – современный комплекс по перевалке контейнеров на территории Большого порта Санкт-Петербург, специализирующийся на обработке всех видов контейнерных грузов, включая рефрижераторные, негабаритные и опасные.

ООО «Морской рыбный порт» (МРП)- основным видом деятельности предприятия является обработка и хранение грузов. На территории портового комплекса функционируют 3 терминала по выгрузке генеральных и контейнерных грузов, а также накатной техники. Комплекс располагается на юго-западе города в 4 грузовом районе Большого порта СПб.

ООО «МГС Терминал»- терминал специализируется на обработке трюмных партий тарно-штучных и паллетизированных грузов, требующих особых условий транспортировки и перегрузки (свежие фрукты и овощи, замороженные мясные и рыбные продукты). Отработанная технология перегрузки грузов по «прямому варианту» (борт судна – транспорт получателя) позволяет наиболее бережно производить перевалку груза, а также минимизировать расходы и время доставки груза получателям.

ООО «Русмарин-Форвардинг» — является независимым оператором собственного терминального комплекса  в порту Санкт-Петербурга и предлагает весь спектр услуг по обработке грузов, в т.ч. и прибывающих/уходящих морем, а также временному хранению грузов.

Таможенный пост «Бронка» код поста: 10216060

ММПК «Бронка» — морской перегрузочный комплекс, предоставляющий полный комплекс высококачественных услуг по обработке контейнерных, накатных, крупногабаритных, генеральных, тяжеловесных грузов. Единственный глубоководный терминал, в границах большого порта Санкт- Петербург, способный принимать суда длиной до 347 метров, шириной до 50 метров и осадкой до 13 метров.

Таможенный пост «Кронштадтский» код поста: 10216022

ООО «МОБИ ДИК» Создан в 2002 году. Специализируется на перевалке контейнерных грузов. Расположен в непосредственной близости от Санкт-Петербурга (г. Кронштадт) на острове Котлин. Специализируется на перевалке контейнерных грузов. На терминале оборудован пункт пропуска через государственную границу «База Литке, остров Котлин», таможенный пост Балтийской таможни «Кронштадтский», работают все необходимые органы государственного контроля.

ООО «КОРУНД терминал».  На территории терминала оформляются грузы, прибывающие как морским, так и автомобильным видами транспорта, с применением передовых форм таможенного оформления и таможенного контроля.  Терминал реализует технологию «сухого порта», что позволяет перенести часть операций по проведению таможенного контроля на территорию «тылового терминала». Таким образом, решаются следующие задачи:

  • Оформление грузов, прибывающих морским транспортом в регион Большого порта Санкт-Петербурга
  • Оформление грузов, прибывающих морским транспортом в порт «Моби Дик» в упрощенном порядке